Часть 9.
К 20 февраля 1943 г. советские войска в ходе наступательных боев вышли к реке Миус, сильно укрепленному вражескому району обороны. Немцы его строили в течение двух лет по последнему слову фортификационной техники. Линия обороны составляла по протяженности 120 километров и названа была Миус-фронтом. Начиналась она в Ворошиловградской области Украины и подходила к Азовскому морю. На всем ее протяжении располагались одна за другой траншеи, ходы сообщения, отсечные оборонительные позиции, узлы сопротивления, минные поля, артиллерийские позиции, проволочные заграждения. Глубину обороны до 70 километров занимали вражеские войска. Общая протяженность всех полос обороны составляла 2540 километров.
Во взятии этой крепости принимали участие и нимисовцы, в их числе рядовой Юрий Михайлович Сисюкин,
вспоминавший один из боевых эпизодов так: «Июльские палящие дни 43-го. Мы, солдаты, узнали, что готовится прорыв Миус-фронта. Вскоре пришел и приказ: батальону занять высоту 141. Наше командование выбрало своеобразную тактику. Фронт замолчал. С высоты время от времени срывался ливень автоматных и пулеметных очередей, квакали, вздымая фонтаны земли, мины. А наш фронт молчал. Немцы занервничали, засланных ими разведчиков мы бесшумно уничтожили. На рассвете одной из темных летних ночей эта тревожная тишина взорвалась. На высоту обрушился шквальный артиллерийско-минометный огонь. Пошла авиация, утюжа высоту бомбами. И вот поднялась пехота. Бежали мы молча. На крутом подъеме дыхания не хватало, а останавливаться нельзя, промедление было равносильно смерти. Вперед! Наверх! Скатывались, отброшенные вражескими минометными взрывами, и снова поднявшись, лезли вперед. Рядом со мною бежал друг, командир взвода. Высота грозно огрызалась. То один, то другой падали наши солдаты, скользя по склону вниз. Атака захлебнулась. Потом мы опять поднимались еще и еще. Фашисты, находившиеся в несравненно более выгодном положении, отбивали атаку за атакой. У крутого склона все больше накапливалось погибших и раненых наших солдат. Росла наша ярость.
- Ну, ребята, сегодня в последний раз идем в атаку. Надо взять эту чертову высоту. Сколько наших полегло, - зло сказал командир взвода и, поднявшись во весь рост, рванулся вперед.
За ним с криком «Ура!» в едином порыве поднялся весь взвод. «Ура!» прервалось, но мы яростно и неудержимо продвигались вперед... Ворвались в первую линию обороны противника. Фашисты не поднимали рук, понимали, что в таком накале ярости пощады не жди. Завязался рукопашный бой ... Высота была взята. Немцы отступили.
На следующую ночь я сопровождал командира взвода на командный пункт батальона. Темнота кромешная, не видно ни зги. Наткнулись на танк. Командир взвода молча постучал по броне. Люк открылся, и сонный голос по-немецки спросил:
- Вер ист дас? (Кто здесь?), - опешили. Я ответил:
- Во ист кухе? (Где кухня?), - пригодились школьные знания. С отличием окончил школу. Немецкий язык знал неплохо. Из танка что-то пробурчали, люк захлопнулся.
- Гранату бы! - сказал командир взвода. - Давай поищем у убитых.
Мы быстро нашли гранаты. Командир быстро взобрался на танк. Люк опять открылся, но немец не успел опомниться, как граната влетела вовнутрь танка. Послышался глухой взрыв. На командном пункте нам пояснили, что немецкий танк был подбит нашими артиллеристами, и немцы ожидали тягача, чтобы танк от буксировать в немецкий тыл».
Отвоевав, Юрий Михайлович стал работать в НИМИС, пройдя с нею трудовой путь до преобразования ее во ВНИПТИМЭСХ. При удобном случае он посещал ту незабываемую 141-ю высоту, отдавая дань памяти погибшим товарищам.
Старший лейтенант Абрам Вениаминович Барилл
на войну ушел в октябре 1941 г. Участвовал в обороне Кавказа, где бои с немецкими полчищами не уступали битве под Москвой по своей жесткости и кровопролитию. Потом вместе с советскими войсками изгонял гитлеровцев с Северного Кавказа и Таманского полуострова. В 1943 г. в составе 26-й отдельной саперной, а затем 5-й горно-минной бригады воевал на Ленинградском фронте, где, рискуя жизнью, вместе с подчиненными ему бойцами разминировал перед вражеской обороной проходы для наступавшей пехоты и танков, ходил с разведчиками на боевые задания. В составе 63-го инженерно-штурмового батальона громил гитлеровцев на территории Польши. После окончания войны в Европе Абраму Вениаминовичу пришлось участвовать в боевых действиях против японских милитаристов, освобождать китайский народ от японских самураев. В битвах с врагами его отличали мужество, храбрость и умелое руководство подчиненными ему бойцами, командирами. Он был награжден боевыми наградами: орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Кавказа», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», «За победу над Японией». В 1946 г. А.В. Барилл возвратился с войны на Дон и продолжал работать в НИМИС - ВНИПТИМЭСХ.

Cтарший лейтенант Андрей Сергеевич Кириченко
начал воевать в тяжелом для страны и Красной Армии 1942 г. В составе 63-го, а затем 6-го отдельных механизированных корпусов сражался с немецко-фашистскими полчищами в Сталинграде, где в атаках и рукопашных схватках с врагом терял счет времени и дням. Потом изгонял немецких захватчиков с родной Донщины, шел нелегкими дорогами войны по Украине, Польше. Войну закончил на немецкой земле. Был награжден медалями: «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Возвратившись после войны домой, работал в НИМИС - ВНИПТИМЭСХ.
Рядовой Филипп Иванович Беспамятный
на войне был с первого и до последнего дня. Испытал и горечь поражений, и радость побед Красной Армии. Отступал в 1941-м от западной границы до стен Москвы. В боях за столицу сражался храбро, не дрогнул, не отступил, защитил ее от врага с такими же отважными воинами. Потом принимал участие в Орловско-Курском сражении, равного которому по масштабности и применению военной техники во Второй мировой войне не было. Дрался с немецкими захватчиками на их земле, у стен Кенигсберга, и тоже проявил героизм.
За боевые заслуги награжден медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественно войне 1941-1945 гг.».
Ефрейтор Дмитрий Александрович Козыренко.
В Красную Армию был призван в 1941 г. В боевых операциях принимал участие в составе 5-й авиационной бригады на Киево-Белоцерковском направлении, а затем в 1942 г. - под Харьковом. С 1944 г. прошел с боями вместе с воинами 1646 штурмового противотанкового полка по Украине, Польше, Чехословакии, изгоняя фашистов. Принимал участие в штурме Кенигсберга. Его боевыми наградами стали медали «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Демобилизовавшись из рядов Советской Армии, Дмитрий Александрович работал в НИМИС - ВНИПТИМЭСХ.
Рядовой Константин Иванович Лях.
В 1943 г. был призван в ряды Советской Армии в 771-й артиллерийской полк 248-й стрелковой дивизии. Освобождал от немецких захватчиков Украину, участвовал в боях за польскую столицу Варшаву. Добивал немецких солдат в Берлине. И всюду храбро воевал, как и подобало советскому воину-богатырю, о чем свидетельствуют боевые награды: орден Красной Звезды, медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Лейтенант Василий Григорьевич Иващенко.
В Красную Армию был призван в 1941 г. Отступал на Кавказ и в тяжелых боях его защищал. Потом наступал с бойцами Красной Армии на Ленинградском фронте, и всюду он и его взвод отличались храбростью. Он был награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Часть 8.
И вот настал победоносный час. В ночь на 9 мая представители германского верховного командования подписали в Карлсхорсте акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. Война в Европе, навязанная международным империализмом, завершилась полной победой Красной Армии и ее союзников.
За годы Великой Отечественной войны из Мечетинского района в Советскую Армию было направлено около 20 000 человек, в том числе из Зерноградского совета - 2366. Каждый второй нимисовец воевал против немецко-фашистских захватчиков.
Долгожданная победа ворвалась в жизнь людей вихрем неудержимой радости, которой не было границ.
В НИМИС этот день был объявлен нерабочим. Но люди не уходили по домам. Стихийно образовался митинг. Уже в послевоенные годы Н.Д. Власенко, вспоминая тот исторический день, говорил: «Узнав о победе Красной Армии в войне с немецкими захватчиками, я объявил этот день выходным. Это был первый день отдыха за всю войну. Но работники собрались во дворе и с радостью высказывались, планировали жизнь в будущем. Счастливый был тот день».
25 июня 1945 г. по Указу Президиума Верховного Совета СССР из армии были демобилизованы старшие возраста, затем последовала демобилизация младших возрастов. Солдаты Великой Отечественной войны, с честью выполнив свой долг перед Родиной, возвращались в родные места. Каждый из них прошел свои огненные версты, каждый из них герой той войны. О каждом из них можно написать много. Но даже краткое описание их боевой жизни, сражений, в которых они участвовали, характеризует их как отважных.
Кирилл Филиппович Резенков воевал в составе 206-й стрелковой дивизии, 722-го стрелкового полка, рядовым, с 1942 г. Солдат как солдат, разве что отличался от других молчаливой сдержанностью да умением делать все по-крестьянски, не торопясь, со знанием дела. Умел он переносить тяготы фронтовой жизни, а их было предостаточно. Бывало, закончится преследование противника, перешли к обороне, и солдат-пехотинец, если его не зацепила пуля и не задел осколок, окапывается, перелопачивая маленькой саперной лопаткой тонны земли. Все эти работы велись как правило ночью, а днем замаскирует солдат выброшенную землю и отражает атаки врага. Бойцов после длительных наступательных боев оставалось мало, а фронт обороны прежний - уставной. Вот и копал окопы и траншеи солдат Резенков за троих, а то и за четверых. Копал и в дождь, и в мороз. Не было где обсушиться, обогреться, без сна и отдыха. Заснуть невозможно - замерзнешь, да и атаки врага надо отбивать. И так, шатаясь от усталости, дрожа от холода и сырости, шел по военным дорогам Кирилл Филиппович Резенков. Воевал не за награды. Родину защищал.
1943 год. Советские войска, успешно завершившие Орловско-Курскую операцию, наступали на Запад. Местом, где гитлеровцы рассчитывали взять реванш и закрепиться, по их мнению, был Днепр. Они укрепились на правом берегу и считали, что русские не посмеют преодолеть эту водную преграду.
И вот поступил приказ командования: несмотря ни на что, форсировать реку. 722-й стрелковый полк 206-й стрелковой дивизии был одним из тех, на долю которых выпала труднейшая задача: первому начать высадку десанта на правый берег Днепра. Пулеметному расчету, которым теперь командовал младший сержант К.Ф. Резенков было приказано переплыть широкую полноводную реку на рыбацкой лодке. Плыли десантники ночью, как можно быстрее. Но едва только расчет Резенкова высадился на берег, гитлеровцы, обнаружив десант, открыли шквальный огонь из всех видов оружия. Наспех окопавшись, советские бойцы повели по противнику ружейно-пулеметный огонь, а с левого берег их поддерживала артиллерия. Рота, в которой служил младший сержант Резенков, под покровом темноты зашла в тыл противника в районе села Камберда и заняла высоту 225,0.
На рассвете немцы, открыв минометно-артиллерийский огонь, полезли на высоту. Заработали пулеметы, автоматы и винтовки бойцов, оборонявших высоту. В пулеметном расчете Резенкова осталось десять пулеметных лент, а бой был в разгаре. Немцы подтянули самоходную артиллерию, положение оборонявших высоту еще больше осложнилось. Убило командира пулеметного взвода. К.Ф. Резенков, оценив сложившуюся обстановку, действовал по собственному усмотрению. Экономя патроны, бил наседавших врагов прицельным огнем. Действовал энергично, геройски. Вот как этот бой был описан в наградном документе: «Товарищ К.Ф. Резенков во время форсирования Днепра 25 сентября 1943 года первым переправился через реку Днепр на западный берег под артиллерийским, минометным и пулеметным огнем противника, заняв удобный огневой рубеж, открыл сокрушительный автоматный огонь по противнику, этим самым помог 1-му стрелковому батальону без потерь форсировать реку Днепр.
В период боевой операции 25-30 сентября 1943 года товарищ Резенков во время контратаки противника 27 сентября 1943 года уничтожил 25 немцев. 30 сентября 1943 года в боях за высоту 225,0 в районе села Камберда Каневского района Черкасской области, когда над 1-м стрелковым батальоном нависла угроза окружения, товарищ Резенков открыл с фланга пулеметный огонь по врагу и уничтожил до 30 немецких солдат и офицеров. Его отважные боевые действия, находчивость и смелость помогли стрелковому батальону отразить контратаку противника и выполнить боевую задачу».
Звания Героя Советского Союза Кирилл Филиппович был удостоен 3 июня 1944 г.
...Отгремела война. По первой демобилизации вернулся к мирной жизни на Дон Кирилл Филиппович и стал работать простым рабочим в Опытно-производственном хозяйстве НИМИС. Уже после войны, как-то в ходе выступления перед молодежью, К.Ф. Резенкова спросили: «Неужели не страшно было умирать там, за Днепром?» И герой ответил: «Умирать всем не хотелось, смерти смотреть в глаза, образно говоря, всем было страшно. Но представьте, что кто-то поднимает руку на вашу мать, жену или детей. Разве вы будете колебаться? Вот так и на войне. Представишь гибель родных, видишь в освобожденных районах, как фашисты убивали женщин, стариков, детей - и становится не страшно. Да, собственно, о смерти просто не было времени думать». Умер К.Ф. Резенков 22 ноября 1969 г.
Иван Андреевич Лубяной, возвратившись с войны в 1946 г., долгое время работал в Опытном хозяйстве НИМИС и на станции.
22 июня 1941 г. он был призван в ряды Красной Армии и сразу же попал на фронт шофером, потом воевал минометчиком. В боях проявлял храбрость и боевую смекалку, за что был награжден орденом Красной Звезды. А когда возникла потребность пополнить танковую часть, Иван Андреевич первым изъявил желание и был направлен командованием в 64-ю танковую бригаду, в составе которой громил немецких фашистов на Украине, в Белоруссии, Польше, Чехословакии. За боевые заслуги был награжден орденом Отечественной войны II степени. В жестокой схватке с врагом был ранен. После излечения, возвратившись в 35-ю механизированную Сломенскую Краснознаменную бригаду, продолжал воевать. Подойдя с боями к реке Висле, первым форсировал ее.
А это было так. Немцы, укрепившись на правом берегу реки, вели усиленный прицельный артиллерийский огонь по нашей переправе. Переправлять танки было очень рискованно. Первыми шли несколько машин, в том числе «тридцатьчетверка» И.А. Лубяного. До вражеского берега сумели проскочить три. Выскочив на берег, старшина Лубяной на своем танке врезался в немецкие траншеи и начал их утюжить. Гитлеровцы в панике отступали. По том, опомнившись, стали наседать на танкистов. Пехотинцы, прикрываемые танкистами, не давали немцам вытеснить их с плац дарма в реку. Танк И.А. Лубяного был в самом пекле сражения, но экипаж, не теряя самообладания, бился храбро, отвоевывая плацдарм для танкистов бригады и танковой дивизии. Три дня продолжалась неравная битва советских воинов. Были критические моменты, когда немцы оттесняли смельчаков к берегу реки, и, казалось, не выдержат они. Но, поддерживаемые с левобережья артиллерией, советские воины опять продвигались вперед. Получив возможность, дивизия переправилась с боями на правый берег реки и двинулась на город Братиславу. Лубяной направил свою «тридцать четверку» на городскую площадь, где скопилось много живой силы и техники противника. Завязался бой. Танкисты экипажа Лубяного уничтожили около десяти автомашин, несколько артиллерийских орудий и до роты пехоты, продолжая продвигаться в тыл противника. Потом были не менее кровопролитные схватки с врагом, в которых Иван Андреевич не раз проявил героизм.
В представлении командования 35-й механизированной Сломенской Краснознаменной бригады, по поводу присвоения И.А. Лубяному звания Героя Советского Союза, отмечалось: «Участвуя в боях на 1 -м Белорусском фронте, показал исключительные образцы отваги и героизма, неоднократно ходил в атаки и громил немецко-фашистских мерзавцев. Везде и всюду, где появлялся танк товарища Лубяного, он нес смерть немецким захватчикам. В боях за город и железнодорожную станцию Сохачев 17 января 1945 года, умело маневрировал на поле боя, раздавил гусеницами танка два противотанковых орудия с тягачами и прицепами противника, три миномета, три пулеметных точки, 11 автомашин, из них 3 легковых, 14 повозок с воинским грузом, 48 гитлеровских солдат и офицеров.
18 января 1945 года, участвуя в боях за Лович, первым ворвался в город; увлекая за собой танки, подавил три противотанковых орудий противника, 11 автомашин, 4 пулеметных точки с их расчетами и 22 гитлеровца.
19-20 января 1945 года в бою за Красновице и Кладова гусеницами танка раздавил две огневые точки противника, два орудия с тягачами и прицепами, 4 мотоциклами, 13 автомашин, 19 повозок с воинским грузом, 37 гитлеровских солдат и офицеров.
За боевые подвиги механик-водитель танка Лубяной достоин звания Героя Советского Союза. 31 января 1945 года».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 г. Ивану Андреевичу Лубяному было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».